Главная > Россия Все новости
Тайны Третьяковской галереи

Тайны Третьяковской галереи

21/05/2020

 

Дату основания Третьяковской галереи - 22 мая (по новому стилю) 1856 года - вычислили по расписке, которую Павел Третьяков дал художнику Василию Худякову за картину "Стычка с финляндскими контрабандистами". Конечно, это было не первое полотно в его коллекции, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не существует. В настоящее время в музее находится 170 000 экспонатов, многие из которых под красочным слоем хранят свои секреты, да и сами здания комплекса полны тайн. ТАСС собрал малоизвестные факты о Третьяковской галерее, ее основателе и картинах.

Фото: ru.moscovery.com

Тайны старых картин 

Будущий основатель Третьяковской галереи был в детстве достаточно замкнутым и предпочитал проводить время за чтением и в походах на Сухаревский рынок, где были развалы со всякой всячиной. Лет в 20 с небольшим он приобрел там порядка десяти картин малоизвестных старых мастеров, которые впоследствии оказались подделкой. С тех пор Третьяков решил покупать произведения только современников и предпочтительно у самих художников. Но были и исключения, когда речь шла о мастерах, уже ушедших из жизни.

И тут, бывало, случались непреднамеренные ошибки. Например, Павел Михайлович купил картину "Юный живописец" как работу кисти Антона Лосенко, популярного в свое время художника, академика и основоположника русской исторической живописи.

Однако еще в конце XIX века эксперты начали сомневаться в авторстве, и в 1910-х годах ставший попечителем Третьяковской галереи Игорь Грабарь решил подтвердить или опровергнуть эти догадки. Тогда не было такой аппаратуры, как сейчас, и риск был велик: могло статься, что под подписью ничего не обнаружится, а холст будет поврежден. Слой за слоем аккуратно смывалась краска, и возникла другая подпись - J. Firsove. Сомнений в ее подлинности не было - так выяснилось, что "Юного живописца" написал Иван Фирсов. Кстати, на выставке "Тайны старых картин", которая откроется в музее 31 мая, можно узнать больше о закулисье музейной жизни. 

Иногда Павел Третьяков привлекал брата Сергея, который коллекционировал западноевропейское искусство, для покупки работ во избежание конфликтов с некоторыми художниками, ревностно отслеживающими его приобретения. Так в собрание попали, в частности, "Полесовщик" Ивана Крамского и некоторые работы Александра Иванова.

Запретное искусство

Третьяков, будучи человеком широких взглядов и справедливо считая, что для понимания некоторых вещей требуется время, порой покупал искусство, запрещенное к показу властями. Таким образом он давал понять художникам, что они могут творить свободно, не опасаясь невостребованности. Среди таких работ в его коллекции - картина "Сельский крестный ход на Пасхе" Василия Перова, которую убрали с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, а Третьякову рекомендовали не показывать посетителям. Что он, как законопослушный гражданин, и выполнял, завешивая картины коленкором.

Однако иногда это имело обратный эффект: и так популярная галерея переполнялась посетителями как только становилось известно о том, что там появилась новая "особая" картина. Так было, например, с полотном "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" Ильи Репина. Запрет на его демонстрацию, правда, был снят довольно быстро, что не уберегло холст от нападения в 1913 году, и теперь из соображений сохранности картина не покидает музей.

Самой показательной является история с приобретением картин Николая Ге. В этом смысле на Третьякова, который честно признавался, что не понимает его живописи на религиозные сюжеты, воздействовал писатель Лев Толстой. "…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные", - писал он меценату о картине "Что есть истина?". При подготовке выставки Ге в 2011 году были проведены серьезные рентгенографические исследования, и выяснилось, что верхний красочный слой скрывает картину "Милосердие", написанную десятью годами ранее и крайне прохладно встреченную критикой. О ней было известно по воспоминаниям современников художника, однако специалистов ждала еще одна сенсация: на этом холсте остались также следы еще одного произведения, по всей видимости, одного из вариантов "Распятия". Кстати, Третьяков пообещал сыновьям Ге, которые после смерти художника передали в галерею все его значимые работы, построить Музей Ге. Этот проект так и не был осуществлен из-за смерти Павла Михайловича.

Исчезнувший автор

Одна из самых популярных картин в коллекции галереи - "Утро в сосновом лесу" Ивана Шишкина, которая стала всенародно известной благодаря обертке конфет "Мишка косолапый". Как сюжет картины оказался на фантике, неизвестно. Ясно, что это случилось еще до революции, когда фабрика "Эйнемъ" выпускала конфеты в серии "Русские художники и их картины". В советское время изображение дополнилось рекламным слоганом "Если хочешь кушать мишку, заведи себе сберкнижку". Создатели картины ни о каких сберкнижках, естественно, не помышляли, но известно, что гонорар в четыре тысячи рублей был разделен между Шишкиным и художником Константином Савицким, который написал медведицу с медвежатами. Получив в 1889 году картину с двойным авторством, Третьяков был крайне недоволен и самолично стер фамилию Савицкого скипидаром, это до сих пор можно заметить, если внимательно посмотреть на холст в нижнем правом углу.

 

 

Источник: ТАСС

Комментарии


Комментариев нет!
Внимание: Cookie-файлы

Приветствуем вас на интернет-портале «Всемирная Россия»! Мы используем файлы Cookies, чтобы сделать наш сайт максимально удобным и привлекательным для вас. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что согласны пользоваться файлы Cookies и Политика конфиденциальности.