Главная > Европа Все новости
В рамках Года Достоевского в Германии в Русском доме откроется графическая выставка «Найти в человеке человека»

В рамках Года Достоевского в Германии в Русском доме откроется графическая выставка «Найти в человеке человека»

11/02/2021

 

9 февраля - 140-я годовщина со дня смерти Фёдора Михайловича Достоевского. В День памяти писателя Российский дом науки и культуры представляет отдельные фрагменты будущей графической выставки «Найти в человеке человека», которая откроется в Русском доме в Берлине 3 июня в рамках тематической программы к 200-летию со дня рождения Фёдора Достоевского. В состав выставки войдут гравюры XIX-XXI веков из частного собрания Владимира Беликова (Москва).

Выставка позволит прикоснуться к наследию Фёдора Достоевского через творчество русских художников-графиков, которые доносят до зрителя своё понимание мыслей и идей писателя.

Чрезвычайно сложные религиозно-философские подтексты произведений Достоевского, психология и рефлексия героев его романов ставят перед художником-иллюстратором проблему: как передать в визуальных образах основные идеи писателя, как невербальными средствами «прочитать» текст гения. Чаще всего они обращались к его «великому пятикнижию»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток», «Бесы».

На примере отдельных сюит (графических серий) выставка прослеживает, как на протяжении нескольких поколений под влиянием традиций, различных социальных условий и, увы, идеологических установок трактовались идеи романов писателя: жанровый характер листов Николая Каразина (1892 год), реалистические гравюры Николая Алексеева, выполненные в эпоху непризнания и осуждения Достоевского (1927 год), ксилографии Федора Константинова 1940-х годов, во времена гонения на формалистов в искусстве.

Но уже во второй половине XX века - века, пережившего революции и мировые войны, художники начинают воспринимать Достоевского как пророка и провидца. Они передают весь трагизм человека и возможный апокалипсис человечества. На основе, казалось бы, частных человеческих судеб и коллизий графики «рисуют» нам нерв и боль современного мира. Таковы сюиты Ильи Грекова (Франция), Станислава Косенкова, Алексея Ушина, Инны Энтиной. Хочется выделить цветные ксилографии Анатолия Калашникова, который экспрессией, напряженностью и динамикой резца передает психологизм текстов писателя (как верно отметил Стефан Цвейг, романы Достоевского «давно уже не литература, а какие-то тайные знаки, пророческие звуки, прелюдии и пророчества мифа о новом человеке…»). В символико-аллегорическом ключе выполнены работы Бориса Заборова и Александра Лаврухина. Фантасмагорией веет от листов Виктора Вильнера и Арона Зинштейна. Интересны отдельные работы классиков графического искусства Ильи Богдеско, Андрея Гончарова, Владимира Минаева, Марии Чураковой.

Художников волнует и образ самого писателя, в котором воплощены черты характера многих его персонажей. Галерея портретов Достоевского открывается двумя работами Виктора Боброва (1881 и 1883 годов), выдающегося мастера резцовой гравюры конца XIX века, и ставшей уже хрестоматийной ксилографией Владимира Фаворского (1929 год). Интересны портреты, выполненные в различных гравюрных техниках Анатолием Калашниковым (цветная ксилография), Ароном Зинштейном (сухая игла), Юрием Космыниным (ксилография), Вячеславом Морковиным (меццо-тинто), Станиславом Косенковым (линогравюра), Юрием Могилевским (линогравюра). В этих портретах мы видим мыслителя, погружённого в себя, сосредоточенного, сомневающегося, страдающего, - кажется, что писатель принял на себя всё зло и безумие мира, мечтая создать образ «положительно прекрасного человека».

Комментарии


Комментариев нет!
Внимание: Cookie-файлы

Приветствуем вас на интернет-портале «Всемирная Россия»! Мы используем файлы Cookies, чтобы сделать наш сайт максимально удобным и привлекательным для вас. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что согласны пользоваться файлы Cookies и Политика конфиденциальности.